Кхм... Кхм-кхм!
Думаю, здесь будет очень даже к месту небольшой отрывочек из книги Белянина "Моя жена - ведьма".
"А чему конкретно вы хотели бы научиться?
- Как чему?! Сочинять стихи!
x x x
Наверное, какое-то время я обалдело смотрел на верховного демона,
пытаясь понять, издевается он или нет. Крупный, выражаясь уголовным языком,
авторитет, второе лицо после Сатаны, прямо намекает, что вся возня с
интригами против моей жены имела одну-разъединственную цель -- заставить
включиться в это дело меня и понять принцип моей "магии"! Слов нет... одни
слюни. Как же все, оказывается, запутано... То, что на поверхности: Сыч,
сгоревшая шерсть Наташи, волки, кровь, - все это шелуха! Если копнуть
поглубже, то открываются такие виды... Само слово "искусство", несомненно,
имеет общий корень с "искусом" или "искушением", а значит, относится к
прерогативе "темных сил". Но, с другой стороны, мы всегда говорим: "Талант
от Бога" - и свято уверены, что настоящий художник, поэт, музыкант черпает
свое вдохновение из светлого источника. Он словно служит проводником Высшего
Космического Разума и отдает через свои творения людям отраженный и
преломленный свет чистой энергетики. Никто не призывает восхищаться ленью,
злобой, ненавистью, похотью... Бодлер, написав "Цветы зла", показал
пораженному человечеству всю бездну ужаса и греха, в которой погряз мир.
Кустодиев рисовал толстых розовощеких баб не для восхваления сладострастия
плоти. Он был болен и совершенно искренне старался воспеть силу, здоровье и
красоту полноценного человека. Я бы мог привести еще сотни примеров, но все
они сходятся в одном: Творец ищет Свет. Дьявол упорно пытается заставить его
принять Тьму. В душе каждого художника вечно борются Зло и Добро. "Душа
человеческая - вот поле битвы Бога и Сатаны", - гласит Библия. Все
правильно, все люди подвержены этому, просто у творцов это вечное
противоборство проходит явственней, жестче и на глазах у всех...
- Итак, Сергей Александрович, ваш ответ?
- Я не совсем понимаю, зачем вам это?
- Вы и не должны понимать. Смилуйтесь, ну не будьте вы таким
самоуверенным! Неужели вы действительно убеждены, что способны понять планы
Высших Сил Тьмы или Света и принять самостоятельное решение?! Поверьте, за
вас все давно просчитано и подписано там, наверху. Вы еще не родились, а мы
уже знали, как вы умрете. Вы пошли в детский сад, а мы подбирали вам жену,
врагов, друзей, время и место встречи. Вы наслаждались так называемой
свободой, не ведая, что она лишь отражение наших мыслей и планов. Хотели
пойти налево, а там перерыта улица, меняют трубы. Хотели направо, но не
успели на трамвай. Пошли прямо, и кто-то окликнул вас сзади - вы
повернулись, побежали за знакомым силуэтом, но... увы, не догнали и вновь
вернулись на то же место, где были раньше. Кто вас направлял? И что после
всего этого твоя слабая воля, человек?!
- Возможно, ничего. Вы, конечно, во всем правы, - медленно протянул
я, оглядываясь на близнецов, которые хранили гробовое молчание, - но если
это так, зачем вам мое творчество, мои стихи, моя "магия"? У вас достаточно
сил и без того. Зачем шантажировать меня, похищать мою жену, использовать
подставных лиц? Я ведь был убежден, что мой настоящий враг -- оборотень
старый Сыч, а он всего лишь фишка в вашей игре... Так зачем вам моя поэзия?
- Ты начинаешь утомлять меня, поэт, - недобро сощурился Велиар,
сбрасывая маску непринужденной вежливости. - Неужели ты, жалкий червь,
посмел подумать, что так уж нужен мне, что смеешь ставить мне условия?! Мне
достаточно моргнуть, чтобы на земле не осталось даже памяти о тебе...
Я молчал.
Демон встал, зевнул, деликатно прикрывая ладошкой рот, и быстрыми
шагами подошел ко мне:
- Не сердитесь, мой друг, я несколько погорячился. Надеюсь, не очень
оскорбил вас? В любом случае примите мои извинения за излишнюю
вспыльчивость.
Боже, у него были такие добрые и честные глаза, что я автоматически
протянул руку. Он ответил благодарным рукопожатием и неожиданно придвинулся
ко мне с явным намерением поцеловать. Я отпрянул. Велиар томно вздохнул:
- Что-нибудь не так?
- Давайте вернемся к вопросу о моей жене.
- Никакого вопроса нет, я же сказал: обучите меня стихам - и она
ваша.
- Она и бeз того моя!
- Ой, ну давайте не будем считаться как дети: ваша, моя, моя, ваша!
Какая разница? Взгляните фактам в лицо - Наталья Владимировна в моей власти.
Она ведьма, что бы там ни говорилось о ее душе, она все равно ведьма! Вам не
сделать ее святой...
- Не уверен, но... не будем спорить. Я согласен на ваши условия. С
чего мы начнем?
Велиар торжествующе расхохотался и вновь пошел к трону. За моей
спиной ахнул Анцифер, и даже мрачный Фармазон поддержал брата:
- Серега, обманет он тебя. Помяни мое слово, непременно обманет! Всю
подноготную вытянет. а волчицу твою не отдаст.
- Сереженька, что вы делаете, что вы делаете?. Добровольно идти на
уступки демону Зла... Если бы вы были так же тверды в вере, как я, - он бы
просто не посмел причинить вам ни малейшего вреда.
- А ей? - откликнулся я.
- Ей? Наталье Владимировне... ну... она же все-таки...
- Я знал, что вы согласитесь, Сергей Александрович! - громогласно
заявил усевшийся Велиар. - А теперь расскажите-ка мне, как это у вас все
получается?
- Хорошо. Но я должен видеть мою жену и знать, что с ней все в
порядке.
Демон щелкнул пальцами. Рядом с троном образовалась стеклянная
коробка, где-то два на два метра. В ней находилась потерянная Наташа. Увидев
меня, она закричала, забарабанила кулачками в стекло, но наружу не
пробивалось ни звука.
- Начнем?
- Начнем. - Скрипнув зубами, я приступил к делу, вспомнив
достопамятную лекцию о поэзии в детской книжке о приключениях Незнайки. - Вы
знаете, что такое рифма?
- Естественно, это когда слова оканчиваются одинаково.
- Предпочтительно на последние три-четыре буквы, - поправил я. --
Тогда перейдем к элементарному: кровь - любовь, розы - морозы, палка -
галка... Назовите рифму к слову лес?
- Что ж тут придумаешь на последние три-четыре? Мес, пес, кес, рес,
бес... О, бес!
- Вполне в вашем духе. "Чистой" рифмой будет еще и полез, до небес,
полонез, облез и так далее. Вообще, предпочтительно рифмовать разные части
речи: глагол с существительным, существительное с прилагательным,
прилагательное с глаголом. Рифмовка одинаковых частей речи типа "пришел -
ушел, река - рука, красивый - спесивый" вполне возможна, но не особенно
приветствуема.
- Почему?
- Из-за видимой легкости. Особенно это относится к глагольным
рифмам... Поэзия не стоит на месте, она развивается. Говоря вашим языком,
необычная магия требует нестандартных подходов к тексту заклинания. Итак,
придумайте рифму к слову "стекло", но не существительное.
- Минуточку, я не успеваю. - Последние десять минут Велиар
старательно конспектировал все, что я говорю, в маленькую книжечку. -
Стекло, стекло, стекло... не существительное?
- Да.
- Не знаю, - сдался он.
- Отсекло, утекло, напекло и самый чистый вариант - стекло!
- Как это?
- Элементарно:
Во дворе стоит стекло
Вниз две капельки стекло,
вот таким образом существительное работает как глагол. Двигаемся
дальше? Рифма к слову "май"?
- Ай!
- Хорошая рифма, настоящая хлебниковская, а еще?
- Вай!
- Угу... Вай-дод, караул! Это уже по-турецки, а по-русски что-нибудь?
И глагол желательно... Все ясно. Записывайте: май, ломай, хромай, снимай...
достаточно? Итак, это были рифмы простые. Теперь поговорим о сложных,
сложносоставных и ассонансных.
- Что? - жалобно взвыл пристыженный демон Зла. - Это еще не все?!
- Конечно нет. Есть более сложные рифмы, типа "музе - иллюзий, просто
-- по ГОСТу, осень - оземь, остались - стали, мало - Буцефала, плохо -
эпоха". Как видите, они не имеют чистого сходства окончаний, но тем не менее
являются рифмами. Ну-ка рифму к слову "любовь"?
- Кровь!
- Это все знают, а еще?
- Еще... Бровь или нет, морковь!
- Уже лучше. Теперь, пожалуйста, сложную рифму.
- Любовь, мубовь, крюбовь, сюбовь, бовь, овь, - обреченно забормотал
несчастный. Я многозначительно подмигнул Анциферу с Фармазоном, потом
помахал рукой жене. Наташа уже успокоилась, она все поняла, она верила мне.
Когда Велиар окончательно выдохся, я продолжил пытку:
- Любовь, не прекословь, свекровь! Это только "чистые", а сложных -
суров, хохлов, бугров, листков - вообще не мерено. Теперь сложносоставные,
как, например: петь и - клети, жив - ножи, жертв - жерл, шагну ли я - в
края. Успели записать?
- Почти... но разве это возможно придумать?!
- Не знаю, не знаю... Но поэтическая техника есть, игнорировать ее
глупо, останавливаться на достигнутом преступно. Нужно расти, а не пахать
всю жизнь "в ширину", разрабатывая одну удачную тему, в одном ритме,
похожими рифмами. Если вам дарован талант...
- Не надо лекций по богословию! - раздраженно отмахнулся поскучневший
интриган. - Я и так отлично знаю эту библейскую притчу.
- Тогда продолжим. Рифмы на ассонансах имеют в своей основе чисто
звуковое сходство, они являются достаточно сложными и в наибольшей мере
зависят от музыкального слуха поэта и читателя. Привожу конкретные примеры:
слово - другого, клобук - на лбу, небо - небыль, мордам - аккордом. Все
понятно?
- Все. - Велиар отложил записную книжку и встал с трона. - Урок
окончен. Надеюсь, больше никаких премудростей нет?
- В принципе, нет. Просто учитывайте в своем творчестве разнообразие
ритма, не пренебрегайте ассоциациями, образами, ну и старайтесь, чтобы
последняя строка имела особый вес. Вот в общем-то и все. Как говорил один
литературный герой: "Сочиняй так, чтобы были рифма и смысл, вот тебе и
стихи!" Я выполнил свою часть договора. Теперь отпустите ее.
- Не торопись, поэт...
x x x
Демон начал задумчиво прохаживаться по залу, что-то бормоча себе под
нос и чиркая в книжечке золотой авторучкой. Анцифер и Фармазон придвинулись
поближе:
- Сереженька, боюсь, я не до конца понимаю ваш хитроумный план... Не
хотите же вы сказать, что открыли все секреты своей магии одному из самых
злобных врагов человечества?! Вы отдаете себе отчет, что он может с этим
сотворить?
- Он - графоман, - устало выдохнул я.
- Ну и че? - не сразу уловил Фармазон. - На фига ж ты ему, недоучке,
все секреты выкладывал?! Он их в книжечку позаписывал, я сам видел. Теперь
пользоваться будет на каждом шагу, станет поэтом не хуже тебя и такого
насовершает... Все миры так тряхнет, что даже тошно станет!
- Тошно станет по другой причине, - успокоил я, - графоман тем и
отличается от поэта, что в нем нет искры Божьей. Он титаническим трудом
всего добьется: рифмы, ритма, смысла... Только поэзии во всем этом не будет
ни на грош!
- А разве без поэзии магия слова не сработает? - недоверчиво
сощурился Анцифер. Пришлось объяснять и ему:
- Ребята, если бы в мире срабатывала каждая пара рифмованных строчек
-- от колдунов прохода бы не было! Способность рифмовать заложена в каждом
человеке. А вот поэтами рождаются единицы. Большими поэтами - вообще раз в
столетие. Такого самовлюбленного графомана, как этот красавчик, хоть всю
жизнь обучай поэтическим тонкостям, он в них как свинья в апельсинах...
- Ну вот, - радостно доложил наконец довольный Велиар, - кажется, я
понял, в чем тут суть. В принципе, все магические приемы не настолько
сложны, чтобы нельзя было анализировать, систематизировать и применять на
практике. Вы получите свою жену, мое слово нерушимо! Но сначала я хочу
убедиться, что получил именно те знания, благодаря которым вы добиваетесь
столь впечатляющих результатов. По-моему, это справедливо?
- Не совсем, - поправил я, - в нашем устном договоре не упоминалось,
что за пятнадцать минут я сделаю из вас профессионального поэта. Вы хотели
знать поэтические приемы? Это я показал. Сможете ли вы ими пользоваться?
Увы, это от меня уже не зависит.
- А от кого зависит?
- От Господа Бога. Какую степень таланта он вложил в вашу душу, той
вы и сможете распоряжаться...
- Не-е-е-т!!! - взревел он так, что стены дворца вздрогнули. Лицо
Велиара исказилось нечеловеческой яростью. - Твой Бог ничего не может мне
дать или отнять. Я сам себе голова! Я сильнее его! Мне была нужна тайна
твоей магии, тайна твоих рифм - я получил ее! Смотри и слушай, жалкий
поэтишка, - сейчас от моих стихов весь мир покроется пеплом!
- Начните с чего-нибудь попроще, - спокойно посоветовал я.
Он бросил на меня горящий взгляд и, приняв горделивую позу, начал
читать, подглядывая в книжечку:
Хочу, чтоб шар земной
Остановился, повелеваемый мной!
Хочу, чтоб сгинул Господь Бог!
Такое я придумать смог
Хочу, чтоб все, всегда, везде
Принадлежало только мне!
Прокричав в потолок последнюю строфу, новоявленный "поэт" замер в
театральной стойке с искаженным лицом и воздетыми вверх руками. Прошла
долгая минута, ничего не происходило... Верховный демон чуть изменил
положение рук и сделал вид, будто бы пристально рассматривает какое-то пятно
в потолочных росписях. Попытка изобразить хорошую мину при плохой игре...
- Я... что-то сказал не так?
- Изломан ритм, общий смысл слабоват, а "везде" и "мне" - вообще не
рифма! Но мне показалось, что вы больше не нуждаетесь в моих советах?
- В советах, может быть, и нуждаюсь, а в критике - нет! Имейте в
виду, что если у меня ничего не получится - я не отдам вам вашу жену.
- Это будет прямым нарушением договора, но не будем спорить,
посмотрим... Итак, что вы еще насочиняли?
- Попрошу без издевок! - сурово предупредил Велиар. - Сейчас я прочту
такое, отчего мир вздрогнет до основания и Вселенная рассыплется в пыль.
- Ужасно интересно... - хором буркнули мы трое. Хозяин черного дворца
зыркнул на нас злобным взглядом и, отмахивая рукой ритм на манер
Вознесенского, понес:
Пусть реки крови
Текут по Земле.
Не надо любви -
Пожары везде!
Пусть смерть собирает
Жатву тел человеческих!
А кто убегает -
Все равно умрет
В муках нечеловеческих!
Пусть только Зло
Здесь правит бал.
Нам повезло,
Ведь Сатана нас всех призвал!
И только я прочту
Эти стихи,
Как всем конец наступит
За их грехи!
- Ой! - тихо вздохнул Фармазон, хлопая себя ладонью по лбу. В
нависшей тишине это прозвучало как гром небесный. - Ну и хрень... Отродясь
ничего более бездарного не слышал.
- Не то слово, - поддержал Анцифер. - У рифмоплета нет ни малейшей
надежды. За такие стихи надо бить по морде подсвечниками!
От столь нелицеприятных отзывов сподвижник Сатаны сделался красным,
как переходящее знамя. Он смотрел на нас вытаращенными глазами, раздувая
ноздри и сжимая кулаки.
- Что ж, не всем так легко пробиваться к читателю. Настоящих
ценителей мало... Некоторые поэты, даже из великих, стали почитаемы лишь
после, смерти. Заметьте, я ведь предупреждал, что это не будет легко.
Поэтическое признание надо заслужить".
Отсюда:
http://lib.ru/RUFANT/BELYANIN/wedma.txt